Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
ВторичнаяГород

Астрономическая недвижимость: как живется в Пулковской обсерватории

Елена Корсунская30 июня 2021 17 356
2021-07-01T14:02:33.957000+00:00
Астрономическая недвижимость: как живется в Пулковской обсерватории
Быть ближе к звездам и дальше от шума мегаполиса — мечта интровертов. Мы нашли астронома, который рассказывает, каково это — жить в обсерватории, почему местные жители не любят электросамокаты и практически не пользуются мобильными телефонами и как далеко им приходится ездить в магазины и аптеку.

Виталий Ким — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории физики звезд Пулковской обсерватории.

Виталий Ким/Фото: Н.Г. Макаренко

С 2012 года Главная астрономическая обсерватория Российской академии наук для него и работа, и дом. Мы записали его рассказ от первого лица об этом удивительном месте.

справка

Пулковская обсерватория (Главная астрономическая обсерватория Российской академии наук — ГАО РАН) находится в южной части города, на Пулковской горе. На ее территории — большой ландшафтный парк, административные и научные здания, наблюдательные павильоны с телескопами и несколько жилых домов.

Изначально обсерватория строилась в отдалении от Петербурга, чтобы огни большого города не мешали астрономическим наблюдениям. Сегодня и сама обсерватория, и жилые постройки для астрономов — часть Московского района мегаполиса. Но масштабное строительство здесь по-прежнему запрещено.

Один из флигелей главного здания обсерватории

Сталинский ампир и типовые постройки

Территорию обсерватории разделяет Пулковское шоссе. Жилых домов немного: десять — по левую сторону, где расположен парк, главный корпус и все наблюдательные павильоны обсерватории и четыре дома — через дорогу, по правую сторону.

Вид с правой стороны на левую через Пулковское шоссе

Движение по шоссе очень активное, раньше сотрудники пользовались наземным переходом со светофором, но после расширения дороги для них построили подземный переход.

Жилые дома неподалеку от главного корпуса появились в 1950-е. Это отражено в архитектуре зданий: сталинский ампир, элементы декора, высокие потолки.

Один из домов на левой стороне, построен в 1950-е 

Дома на противоположной стороне шоссе построены в 1970–1980-е, их архитектура проще, они похожи на типовые проекты тех лет.

На правой стороне городка, типовая застройка 1970-х годов

До войны квартиры для сотрудников находились в главном здании обсерватории, в западном и восточном флигелях. Отдельные квартиры были у директора и руководящих работников. Быт остальных сотрудников, в том числе научных, больше напоминал коммунальный: общий коридор с комнатами по обеим сторонам, один туалет на этаж и баня в отдельном небольшом здании.

Все довоенные сооружения Пулковской обсерватории, за исключением одного небольшого наблюдательного павильона, были разрушены в годы Великой Отечественной войны.

После войны восстановленное главное здание стало выполнять научную и административную функцию, а рядом появились жилые корпуса.

Главное здание обсерватории

Ликвидное жилье посреди парка

Красивое здание с террасой (д. 65, к. 8) у главного корпуса обсерватории — это «профессорский» дом с просторными квартирами. Он был построен для заслуженных работников.

Фрагмент декора  «профессорского» дома

А дом 65, к. 3, был предназначен для сотрудников, не связанных с наукой: водителей, электриков, сантехников, садовников. В этом доме изначально не было ни ванных комнат, ни душевых. Люди пользовались общественной баней неподалеку.

Рядом с этими многоквартирными домами есть коттеджи — небольшие здания на несколько квартир для научных сотрудников. Ни один из этих домов не заброшен: во всех живут люди.

зелено и нет проблем с парковкой

Объявления о продаже жилья на территории обсерватории в базе Циан не редкость. К примеру, за последний месяц тут были выставлены на продажу двухкомнатная квартира на правой стороне городка за 7,5 млн рублей и «однушка» площадью 30 кв. м в одном из коттеджей с видом на главный корпус — за 5,3 млн рублей. Среди достоинств локации владельцы упоминают обилие зелени и отсутствие проблем с парковкой.

Изначально все жилые корпуса строились для работников обсерватории. В отличие от довоенного времени, после войны квартирография изменилась: коммуналки уже не создавались — каждая квартира спроектирована для отдельной семьи.

Правая сторона городка, застройка 1970-х

В 1990-е жилье здесь начали приватизировать. Действующие и бывшие сотрудники ГАО РАН, а также их наследники выставляли квартиры на продажу: постепенно на территории научного центра появилось много людей, никак не связанных с обсерваторией.

Правая сторона городка, застройка 1970-х

Сегодня квартир, находящихся в частной собственности, тут больше, чем служебных. На муниципальное жилье возникла очередь. Приоритет отдается ведущим сотрудникам, имеющим заслуги в научной сфере, и семейным людям.

В кафе, магазин и даже аптеку нужно ехать

В шаговой доступности у жителей квартала есть только небольшой магазин товаров первой необходимости, отделение почты, школа и несколько детских площадок. Никакой другой инфраструктуры поблизости нет. Одно время по выходным в парке работал фургончик сети Baggins Coffee с напитками и выпечкой, но спрос, похоже, был низкий, и его убрали.

Правая сторона городка

В кафе, магазин, отделение банка или сотовой связи и даже в аптеку нужно ехать. Ближайшие гипермаркеты находятся в нескольких километрах, вдоль Пулковского шоссе. Быстрее всего можно добраться до «Ленты» (две остановки на автобусе). ТРК «Лето» — в четырех остановках от обсерватории, до магазина «Окей» — пять остановок.

Местные жители стараются ездить в гипермаркеты днем или поздно вечером, потому что в часы пик на шоссе собирается большая пробка. Я езжу за всем необходимым в обеденный перерыв: утренние пробки к тому времени рассасываются, а вечерние собраться еще не успевают. Но в это время реже ходят автобусы, их приходится ждать иногда 10–15 минут, а иногда до получаса.

До ближайшей станции метро, это «Московская», можно доехать без пробок на автобусе минут за 15, на маршрутке быстрее.

Мы все знаем друг друга в лицо

Среди моих соседей есть как коллеги, сотрудники обсерватории, живущие в приватизированном и муниципальном жилье, так и те, кто просто купил здесь квартиру. В большинстве своем это хорошие приветливые люди, но встречаются и маргиналы.

В муниципальных квартирах живут не только действующие, но и бывшие сотрудники ГАО РАН. Многие из них давно вышли на пенсию. А бо́льшая часть моих коллег приезжает на работу из других районов Петербурга. Кто-то из них еще в советские годы получил жилье ближе к центру города, а кто-то там родился и привык жить в своем районе.

По моим ощущениям, у обсерватории живет около 300 человек, и мы, конечно, знаем друг друга в лицо. Но тут всегда много гостей: в теплое время года люди приезжают погулять по парку. Они редко доставляют неудобства местным жителям, разве что неаккуратной ездой на велосипедах и электросамокатах, но это общая для города проблема.

Правая сторона городка, почта

На противоположной стороне шоссе тоже кипит жизнь: там почтовое отделение и школа. Почта обслуживает не только наш микрорайон, но и близлежащие. В школу на занятия тоже приезжают дети из соседних микрорайонов.

Зайцы, ежи и сотрудники Росгвардии

Большой плюс этой территории — огромный парк с разнообразной растительностью, в том числе с плодовыми деревьями. Тут встречаются зайцы, ежи и лисы. Много певчих птиц, чистый воздух, нет городской суеты. Костры разводить нельзя: если хочется пожарить шашлык, нужно уйти за территорию парка, к пустырям или Пулковскому водохранилищу.

Аллея парка

На территории парка припарковано много автомобилей. Они принадлежат либо местным жителям, либо сотрудникам обсерватории. Все гости паркуются за воротами.

Иногда можно увидеть сотрудников полиции и Росгвардии. Дело в том, что рядом — аэропорт Пулково, и окрестные территории патрулируются во время прилета важных гостей.

Вид на парк

Обратная сторона проживания в парке — очень низкое качество мобильной связи. Антенны расположены в южной части городка, они покрывают далеко не всю территорию парка. Большая часть жилых и административных зданий оказывается за пределами зоны покрытия. Внутри помещений телефон обычно вообще не видит сеть. Поэтому местные жители пользуются в основном проводным интернетом, с которым проблем нет.

Как живут в других обсерваториях

Свои жилые городки есть при многих обсерваториях. Например, я был в обсерватории «Каменское плато» в Алма-Ате, там есть жилые дома, но их еще меньше, чем у нас. Служебных квартир в той обсерватории не осталось, все жилье приватизировано.

Практически при каждой обсерватории в советские годы строились общежитие для сотрудников и гостиница для тех, кто приезжал на конференции, конгрессы и другие научные мероприятия. Гостиница на территории Пулковской обсерватории несколько лет назад пополнила список местных «заброшек».

Заброшенное здание гостиницы Пулковской обсерватории

Бывал я и в Крымской астрофизической обсерватории, при ней есть целый поселок Научный, изначально созданный для сотрудников. Там построены жилые дома как с ведомственными, так и с приватизированными квартирами.

Свой жилой городок, поселок Нижний Архыз, есть и у Специальной астрофизической обсерватории РАН в Карачаево-Черкесии. В отличие от небольших домов для астрономов в Пулково, там в советские годы было возведено несколько многоэтажек для сотрудников.

Фото в начале статьи: Виталий Ким,
остальные фото: Елена Корсунская.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#личный опыт#архитектура#школа#транспортная доступность
городинфраструктураличный опытархитектурашколатранспортная доступность
Сейчас обсуждают
Аноним
19 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru